Юридическая консультация
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 03.05.2024, 05:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [10]
Наш опрос
Як Ви ставитеся до участі захисника у кримінально-процесуальному доказуванні?
Всего ответов: 32
Главная » Статьи » Мои статьи

Международные третейские суды Украины

Рассмотрение хозяйственных споров третейскими су­дами имеет широкое распространение в международной практике. Постоянно действующие третейские суды для рассмотрения коммерческих споров субъектов предпри­нимательской деятельности имеются по существу во всех странах, в мире их насчитывается сотни. Они по-разно­му называются, имеют свои уставы, положения, регламенты, но основные принципы третейского разбирательства у всех одни и те же.

Еще в 1892 г. Лондонская торговая палата и муници­палитет Лондонского Сити создали Лондонский арбит­ражный суд, который с 1981 г. именуется Лондонским международным третейским судом. Он действует на ос­новании Регламента. В Швеции также на основании Рег­ламента осуществляет полномочия третейского суда Ар­битражный институт Стокгольмской торговой палаты.

После окончания второй мировой войны был принят целый ряд международных правовых актов, направлен­ных на определенную унификацию деятельности между­народных третейских судов и на обеспечение исполнения их решений во всех странах, присоединившаяся к соот­ветствующим соглашениям. В 1958 г. была принята Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении иност­ранных арбитражных решений. В 1961 г. принята Евро­пейская конвенция о международном торговом арбитраже. В 1985 г. Комиссия ООН по правам международной тор­говли (ЮНИСТРАЛ) приняла Типовой закон о междуна­родном торговом арбитраже. На основе этого закона в последующие годы приняты национальные законы в Ав­стрии, Канаде, Кипре, Нигерии, Латвии, России, наконец, в Украине.

Закон Украины «О Международном Коммерческом Арбитраже», принятый Верховной Радой 24 февраля 1994 г., а также Положение о нем и Положение о Морс­кой арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украины, в основном восприняли указанный Ти­повой Закон и другие международные акты по третейс­кому рассмотрению хозяйственных споров. Не случайно в постановлении Верховной Рады о порядке введения в действие Закона рекомендовалось Торгово-промышленной палате Украины издание массовым тиражом не только принятого Законом, но и международных конвенций, ка­сающихся деятельности международных коммерческих апбитпяжей. патиАипипованных Укпаиной.

Каковы же основные положения, принципы организации и деятельности Украинского международного ком­мерческого арбитража?

Согласно Закону «О Международном Коммерческом Арбитраже» (далее МКА) он является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом). Регламент о суде утверждает Торго­во-промышленная палата.

В ст. 1 Закона сразу подчеркивается, что суд может рассматривать споры, если об этом достигнуто соглаше­ние сторон. Это первая важнейшая отличительная черта МКА от арбитражных и хозяйственных судов. Суд мо­жет рассматривать только те категории споров, которые перечислены в той же статье 1 и в Положении о МКА. Это, прежде всего, споры из договорных и других граж­данско-правовых отношений, Возникающие при осуществ­лении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если хотя бы одна из сторон нахо­дится за границей. В п. 2 Положения о МКА дает развер­нутый перечень внешнеэкономических отношений по поводу которых могут возникать споры, передаваемые на разрешение МКА, в частности отношение по купле-про­даже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию ус­луг, перевозки грузов и пассажиров, торгового представи­тельства, аренды (лизинга) и иных форм промышленной и предпринимательской деятельности.

Ко второй категории споров относятся дела предприя­тий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Украины. Сюда включаются споры указанных субъектов между собой, а также с другими субъектами права Укра­ины. Эти обстоятельства, определяющие подведомствен­ность МКА, стороны должны четко определить при своем обращении в суд.

Закон устанавливает, что споры в суде могут рассмат­риваться единолично судьей или коллегиально в любом количестве судей нечетного числа. Вопрос этот разреша­ется самими сторонами. Чаще всего суд состоит из трех судей, одного из которых выбирает истец, второго — ответчик, а третий избирается этими судьями. Если сторо­ны решили передать дело на рассмотрение одного арбит­ра, но не смогли договориться о выборе его, то по просьбе любой стороны арбитр назначается Президентом Торго­во-промышленной палаты. Так же решается вопрос в том случае, когда суд должен состоять из трех арбитров, но одна из сторон не может назначить арбитра в течение 30 дней по получении просьбы об этом другой стороны. Если два назначенных арбитра сторонами в течение 30 дней не договорятся о назначении третьего, то опять-таки он оп­ределяется Президентом палаты по просьбе любой сторо­ны. Эта процедура, не ущемляя прав сторон по избранию судей, в то же время дает возможность суду содействовать сторонам в формировании суда, предупреждая возмож­ную волокиту. Следует отметить, что независимо от того, избираются судьи самими сторонами или назначаются Президентом ТПП, стороны вправе заявить им отвод при наличии к тому оснований.

Для рассмотрения дела судом важную роль играет арбитражное соглашение, заключаемое сторонами о пере­даче конкретного спора или всех по определенному кон­тракту в данный третейский суд. Соглашение может быть заключено как в виде арбитражной оговорки (пункта) в контракте так и в виде отдельного документа. Соглаше­ние может быть оформлено и путем обмена письмами, телеграммами, сообщениями по телетайпу или с исполь­зованием иных средств связи, а также путем обмена ис­ковым заявлением и отзывом на иск. Важно, чтобы было видно о наличии между сторонами арбитражного согла­шения, их воли на разрешение спора третейским судом.

В арбитражном соглашении, в частности, тогда, когда оно оформляется отдельным документом, могут решаться не только вопрос о рассмотрении дела третейским судом, но и целый ряд процедурных моментов: время и место рассмотрения дела, разрешение спора с участием предста­вителей сторон или только по документам, язык судопро­изводства, какие правовые нормы должны применяться при коллизии их и т.п. Все эти правомочия сторон при рас­смотрении дела судом убедительно показывает подлинно демократический характер его деятельности.

Производство в МКА возбуждается как и в государ­ственном хозяйственном суде на основании искового за­явления, в котором должны быть сформулированы тре­бования истца, обоснование их с приложением к заявле­нию необходимых документов. Ответчик должен представить отзыв с объяснением своих возражений, подкре­пив их соответствующими документами. Исковое заявле­ние, отзыв ответчика и прилагаемые к ним документы должны представляться не только суду, но в копиях и другой стороне. Это вытекает из принципа состязатель­ности сторон, который здесь действует в такой же мере, как и в хозяйственном суде.

Заседание суда проводится по установленной в нем процедуре, но с учетом высказанных и согласованных сторонами пожеланий.

Решение суда должно соответствовать тем нормам права, которые стороны определили для разрешения спо­ра. Кроме того, оно должно соответствовать условиям соглашения сторон, а также торговым обычаям, применя­емым в данной сделке.

Если в ходе разбирательства стороны придут к миро­вому соглашению, судья прекращает производство по делу и по просьбе сторон фиксирует это в виде решения на согласованных условиях.

В решении суда должно быть указано, когда и где рас­сматривалось дело, по спору кого, о чем, фамилии судьи, представителей сторон. По содержанию решение должно быть обстоятельным, убедительным, с обоснованием при­нятого решения со ссылками на доказательства и приме­ненные законы.Каждой стороне выдается копия решения, подписанная судьей при единоличном рассмотрении, а приколлегиальном — всем составом суда или большинством при указании причин отсутствия других подписей.      

Как и в общих судах третейский суд по просьбе сторон может вынести дополнительное решение в отношении требований, которые были заявлены, но не нашли отраже­ния в решении. Суд может также по заявлению любой стороны, уведомившей об этом другую сторону, исправить в решении допущенные ошибки, описки, опечатки, а так­же разъяснить конкретную часть решения или соответ­ствующий пункт его. При третейском рассмотрении спо­ров обычно не предусматривается возможность обжало­вания принимаемого решения. Оно считается окончатель­ным, подлежащим добровольному исполнению немедленно. после вынесения или в сроки, указанные в решении. Од­нако Закон Украины о МКА установил право сторон ос­

паривать решение третейского суда при определенных обстоятельствах в заранее оговоренный общий государ­ственный суд. Функции по проверке правильности ре­шений третейского суда возложены согласно п. 2 ст. 6 Закона на областные, городские (городов Киева и Севас­тополя) суды. Верховный суд Автономной республики Крым, исходя от местонахождения третейского суда. По­скольку в Украине в настоящее время не существует дру­гих судов, подобных МКА (не считая Морской арбитраж­ной комиссии — о чем ниже), то, следовательно, проверка решений МКА осуществляется единственным судом — г. Киева. Но следует сразу отметить, что решение МКА может быть отменено только по основаниям, перечис­ленным в Законе.

Суд вправе отменить решение третейского суда, во-пер­вых, тогда, когда объект спора не мог быть предметом третейского рассмотрения по законодательству Украины (например, дела, содержащие государственную тайну), во-вторых, когда решение противоречит публичному поряд­ку Украины, т.е. затрагивает основополагающие социаль­но-политические конституционные установления страны.

Ко второй причине оснований для отмены решения третейского суда относятся вопросы процедурного поряд­ка. А именно:

— если арбитражное соглашение было недействитель­ным по Закону;

— если сторона не была уведомлена о назначении ар­битра, об арбитражном разбирательстве, что помешало ей представить свои объяснения по спору;

— если решение вынесено по спору, не предусмотрен­ному арбитражным соглашением или не подходящему под его условия.

— если состав суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон.

Следовательно, всеми этими основаниями отмены ре­шения Закон подчеркивает необходимость неукоснитель­ного соблюдения порядка формирования и деятельности третейского суда, в частности установленного сторонами в арбитражном соглашении. Хотя МКА и не является государственным органом, но строгое соблюдение пред­писаний закона и воли сторон является для него непре­менным условием.

Следует отметить, что ходатайство об отмене решения может подаваться в пределах трех месяцев со дня получе­ния стороной решения, а по дополнительным решениям, определения о толковании, исправлении решения со дня вынесения соответствующего решения или определения.

К обжалованию решений МКА спорящие стороны об­ращаются исключительно редко. Так, за время деятель­ности МКА со времени создания его в 1994 г. по 1997 г. это имело место только в отношении четырех решений, при этом в отношении трех решений в отмене было отка­зано, а по одному отменено с передачей дела на новое рас­смотрение МКА. Сам государственный суд не вправе изменить или принять новое решение по делу, он может только отменить его.

Хотя по общему правилу решения третейских судов должны исполняться добровольно, однако на практике зачастую приходится обращаться к принудительному ис­полнению. Порядок исполнения решений международ­ных арбитражных судов регламентируется, прежде все­го, упомянутой выше Нью-йоркской конвенцией 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», которая ратифицирована Укра­иной 10 октября 1958 г. Основные положения Конвен­ции отражены и закреплены в Законе о МКА. В частно­сти, для исполнения решения не требуется представле-, ния исполнительного документа в виде исполнительного с листа или приказа. Само решение суда является испол;

нительным документом. Взыскатель должен представить оригинал решения, надлежащим образом заверенный, или заверенную копию его. Кроме того, представляется оригинал арбитражного соглашения или заверенная ко­пия его.

Отказ в исполнении решения может иметь место по тем же основаниям, по которым решение подлежит от­мене соответствующим государственным судом при про­верке его правильности. Кроме того, если решение не всту­пило в законную силу (до истечения 3-х месяцев на об­жалование его), или если оно отменено или приостановлено соответствующим проверяющим судом.

Обращаться за исполнением решения третейского суда можно в пределах общего срока исковой давности трех лет.

Непосредственное исполнение решений осуществляют органы Государственной исполнительной службы в соот­ветствии с Законом от 21 апреля 1999 г. «Об исполни­тельном производстве» № бОб-ХГУ.

При Торгово-промышленной палате Украины, кроме Международного коммерческого арбитража, действует также Морская арбитражная комиссия, созданная на ос­новании того же Закона от 24 февраля 1994 г. Она явля­ется самостоятельным постоянно действующим арбит­ражным учреждением (третейским судом). В своей дея­тельности руководствуется этим Законом, Положением о ней и Регламентом, утверждаемым Торгово-промыш­ленной палатой. Порядок возбуждения производства в Морской арбитражной комиссии, процедура рассмотрения дел и т.п. те же, что и в МКА. Но предметом деятельнос­ти ее являются иные категории споров. Это споры, свя­занные с перевозкой и эксплуатацией морского и речного транспорта, в том числе и тогда, когда обе стороны укра­инские. К этим спорам, в частности, относятся:

— по фрахтованию судов морской перевозки грузов, а также в смешанном плавании (река-море);

— по морской буксировке судов и других плавучих средств;

— по морскому страхованию и перестрахованию;

— связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих средств;

— по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов и т.д. (см. ст. 2 По­ложения о Морской арбитражной комиссии).

Перечисленные выше и иные, указанные в ст. 2 Поло­жения, споры Морская арбитражная комиссия принима­ет к рассмотрению при наличии соглашения сторон, а так­же тогда, когда стороны обязаны передать на ее разреше­ние спор в силу международных договоров.

Следовательно, и здесь действуют основные принципы и правила рассмотрения хозяйственных споров третейс­кими судами.

Категория: Мои статьи | Добавил: Godovanets (27.03.2008)
Просмотров: 1686 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024Наш адрес:г. Днепропетровск, ул. Мариупольская 7,a т. 8(056)721 01 90