Рассмотрение хозяйственных споров третейскими судами имеет широкое распространение в международной практике. Постоянно действующие третейские суды для рассмотрения коммерческих споров субъектов предпринимательской деятельности имеются по существу во всех странах, в мире их насчитывается сотни. Они по-разному называются, имеют свои уставы, положения, регламенты, но основные принципы третейского разбирательства у всех одни и те же.
Еще в 1892 г. Лондонская торговая палата и муниципалитет Лондонского Сити создали Лондонский арбитражный суд, который с 1981 г. именуется Лондонским международным третейским судом. Он действует на основании Регламента. В Швеции также на основании Регламента осуществляет полномочия третейского суда Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты.
После окончания второй мировой войны был принят целый ряд международных правовых актов, направленных на определенную унификацию деятельности международных третейских судов и на обеспечение исполнения их решений во всех странах, присоединившаяся к соответствующим соглашениям. В 1958 г. была принята Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении иностранных арбитражных решений. В 1961 г. принята Европейская конвенция о международном торговом арбитраже. В 1985 г. Комиссия ООН по правам международной торговли (ЮНИСТРАЛ) приняла Типовой закон о международном торговом арбитраже. На основе этого закона в последующие годы приняты национальные законы в Австрии, Канаде, Кипре, Нигерии, Латвии, России, наконец, в Украине.
Закон Украины «О Международном Коммерческом Арбитраже», принятый Верховной Радой 24 февраля 1994 г., а также Положение о нем и Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украины, в основном восприняли указанный Типовой Закон и другие международные акты по третейскому рассмотрению хозяйственных споров. Не случайно в постановлении Верховной Рады о порядке введения в действие Закона рекомендовалось Торгово-промышленной палате Украины издание массовым тиражом не только принятого Законом, но и международных конвенций, касающихся деятельности международных коммерческих апбитпяжей. патиАипипованных Укпаиной.
Каковы же основные положения, принципы организации и деятельности Украинского международного коммерческого арбитража?
Согласно Закону «О Международном Коммерческом Арбитраже» (далее МКА) он является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом). Регламент о суде утверждает Торгово-промышленная палата.
В ст. 1 Закона сразу подчеркивается, что суд может рассматривать споры, если об этом достигнуто соглашение сторон. Это первая важнейшая отличительная черта МКА от арбитражных и хозяйственных судов. Суд может рассматривать только те категории споров, которые перечислены в той же статье 1 и в Положении о МКА. Это, прежде всего, споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, Возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если хотя бы одна из сторон находится за границей. В п. 2 Положения о МКА дает развернутый перечень внешнеэкономических отношений по поводу которых могут возникать споры, передаваемые на разрешение МКА, в частности отношение по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, перевозки грузов и пассажиров, торгового представительства, аренды (лизинга) и иных форм промышленной и предпринимательской деятельности.
Ко второй категории споров относятся дела предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Украины. Сюда включаются споры указанных субъектов между собой, а также с другими субъектами права Украины. Эти обстоятельства, определяющие подведомственность МКА, стороны должны четко определить при своем обращении в суд.
Закон устанавливает, что споры в суде могут рассматриваться единолично судьей или коллегиально в любом количестве судей нечетного числа. Вопрос этот разрешается самими сторонами. Чаще всего суд состоит из трех судей, одного из которых выбирает истец, второго — ответчик, а третий избирается этими судьями. Если стороны решили передать дело на рассмотрение одного арбитра, но не смогли договориться о выборе его, то по просьбе любой стороны арбитр назначается Президентом Торгово-промышленной палаты. Так же решается вопрос в том случае, когда суд должен состоять из трех арбитров, но одна из сторон не может назначить арбитра в течение 30 дней по получении просьбы об этом другой стороны. Если два назначенных арбитра сторонами в течение 30 дней не договорятся о назначении третьего, то опять-таки он определяется Президентом палаты по просьбе любой стороны. Эта процедура, не ущемляя прав сторон по избранию судей, в то же время дает возможность суду содействовать сторонам в формировании суда, предупреждая возможную волокиту. Следует отметить, что независимо от того, избираются судьи самими сторонами или назначаются Президентом ТПП, стороны вправе заявить им отвод при наличии к тому оснований.
Для рассмотрения дела судом важную роль играет арбитражное соглашение, заключаемое сторонами о передаче конкретного спора или всех по определенному контракту в данный третейский суд. Соглашение может быть заключено как в виде арбитражной оговорки (пункта) в контракте так и в виде отдельного документа. Соглашение может быть оформлено и путем обмена письмами, телеграммами, сообщениями по телетайпу или с использованием иных средств связи, а также путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск. Важно, чтобы было видно о наличии между сторонами арбитражного соглашения, их воли на разрешение спора третейским судом.
В арбитражном соглашении, в частности, тогда, когда оно оформляется отдельным документом, могут решаться не только вопрос о рассмотрении дела третейским судом, но и целый ряд процедурных моментов: время и место рассмотрения дела, разрешение спора с участием представителей сторон или только по документам, язык судопроизводства, какие правовые нормы должны применяться при коллизии их и т.п. Все эти правомочия сторон при рассмотрении дела судом убедительно показывает подлинно демократический характер его деятельности.
Производство в МКА возбуждается как и в государственном хозяйственном суде на основании искового заявления, в котором должны быть сформулированы требования истца, обоснование их с приложением к заявлению необходимых документов. Ответчик должен представить отзыв с объяснением своих возражений, подкрепив их соответствующими документами. Исковое заявление, отзыв ответчика и прилагаемые к ним документы должны представляться не только суду, но в копиях и другой стороне. Это вытекает из принципа состязательности сторон, который здесь действует в такой же мере, как и в хозяйственном суде.
Заседание суда проводится по установленной в нем процедуре, но с учетом высказанных и согласованных сторонами пожеланий.
Решение суда должно соответствовать тем нормам права, которые стороны определили для разрешения спора. Кроме того, оно должно соответствовать условиям соглашения сторон, а также торговым обычаям, применяемым в данной сделке.
Если в ходе разбирательства стороны придут к мировому соглашению, судья прекращает производство по делу и по просьбе сторон фиксирует это в виде решения на согласованных условиях.
В решении суда должно быть указано, когда и где рассматривалось дело, по спору кого, о чем, фамилии судьи, представителей сторон. По содержанию решение должно быть обстоятельным, убедительным, с обоснованием принятого решения со ссылками на доказательства и примененные законы.Каждой стороне выдается копия решения, подписанная судьей при единоличном рассмотрении, а приколлегиальном — всем составом суда или большинством при указании причин отсутствия других подписей.
Как и в общих судах третейский суд по просьбе сторон может вынести дополнительное решение в отношении требований, которые были заявлены, но не нашли отражения в решении. Суд может также по заявлению любой стороны, уведомившей об этом другую сторону, исправить в решении допущенные ошибки, описки, опечатки, а также разъяснить конкретную часть решения или соответствующий пункт его. При третейском рассмотрении споров обычно не предусматривается возможность обжалования принимаемого решения. Оно считается окончательным, подлежащим добровольному исполнению немедленно. после вынесения или в сроки, указанные в решении. Однако Закон Украины о МКА установил право сторон ос
паривать решение третейского суда при определенных обстоятельствах в заранее оговоренный общий государственный суд. Функции по проверке правильности решений третейского суда возложены согласно п. 2 ст. 6 Закона на областные, городские (городов Киева и Севастополя) суды. Верховный суд Автономной республики Крым, исходя от местонахождения третейского суда. Поскольку в Украине в настоящее время не существует других судов, подобных МКА (не считая Морской арбитражной комиссии — о чем ниже), то, следовательно, проверка решений МКА осуществляется единственным судом — г. Киева. Но следует сразу отметить, что решение МКА может быть отменено только по основаниям, перечисленным в Законе.
Суд вправе отменить решение третейского суда, во-первых, тогда, когда объект спора не мог быть предметом третейского рассмотрения по законодательству Украины (например, дела, содержащие государственную тайну), во-вторых, когда решение противоречит публичному порядку Украины, т.е. затрагивает основополагающие социально-политические конституционные установления страны.
Ко второй причине оснований для отмены решения третейского суда относятся вопросы процедурного порядка. А именно:
— если арбитражное соглашение было недействительным по Закону;
— если сторона не была уведомлена о назначении арбитра, об арбитражном разбирательстве, что помешало ей представить свои объяснения по спору;
— если решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подходящему под его условия.
— если состав суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон.
Следовательно, всеми этими основаниями отмены решения Закон подчеркивает необходимость неукоснительного соблюдения порядка формирования и деятельности третейского суда, в частности установленного сторонами в арбитражном соглашении. Хотя МКА и не является государственным органом, но строгое соблюдение предписаний закона и воли сторон является для него непременным условием.
Следует отметить, что ходатайство об отмене решения может подаваться в пределах трех месяцев со дня получения стороной решения, а по дополнительным решениям, определения о толковании, исправлении решения со дня вынесения соответствующего решения или определения.
К обжалованию решений МКА спорящие стороны обращаются исключительно редко. Так, за время деятельности МКА со времени создания его в 1994 г. по 1997 г. это имело место только в отношении четырех решений, при этом в отношении трех решений в отмене было отказано, а по одному отменено с передачей дела на новое рассмотрение МКА. Сам государственный суд не вправе изменить или принять новое решение по делу, он может только отменить его.
Хотя по общему правилу решения третейских судов должны исполняться добровольно, однако на практике зачастую приходится обращаться к принудительному исполнению. Порядок исполнения решений международных арбитражных судов регламентируется, прежде всего, упомянутой выше Нью-йоркской конвенцией 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», которая ратифицирована Украиной 10 октября 1958 г. Основные положения Конвенции отражены и закреплены в Законе о МКА. В частности, для исполнения решения не требуется представле-, ния исполнительного документа в виде исполнительного с листа или приказа. Само решение суда является испол;
нительным документом. Взыскатель должен представить оригинал решения, надлежащим образом заверенный, или заверенную копию его. Кроме того, представляется оригинал арбитражного соглашения или заверенная копия его.
Отказ в исполнении решения может иметь место по тем же основаниям, по которым решение подлежит отмене соответствующим государственным судом при проверке его правильности. Кроме того, если решение не вступило в законную силу (до истечения 3-х месяцев на обжалование его), или если оно отменено или приостановлено соответствующим проверяющим судом.
Обращаться за исполнением решения третейского суда можно в пределах общего срока исковой давности трех лет.
Непосредственное исполнение решений осуществляют органы Государственной исполнительной службы в соответствии с Законом от 21 апреля 1999 г. «Об исполнительном производстве» № бОб-ХГУ.
При Торгово-промышленной палате Украины, кроме Международного коммерческого арбитража, действует также Морская арбитражная комиссия, созданная на основании того же Закона от 24 февраля 1994 г. Она является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом). В своей деятельности руководствуется этим Законом, Положением о ней и Регламентом, утверждаемым Торгово-промышленной палатой. Порядок возбуждения производства в Морской арбитражной комиссии, процедура рассмотрения дел и т.п. те же, что и в МКА. Но предметом деятельности ее являются иные категории споров. Это споры, связанные с перевозкой и эксплуатацией морского и речного транспорта, в том числе и тогда, когда обе стороны украинские. К этим спорам, в частности, относятся:
— по фрахтованию судов морской перевозки грузов, а также в смешанном плавании (река-море);
— по морской буксировке судов и других плавучих средств;
— по морскому страхованию и перестрахованию;
— связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих средств;
— по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов и т.д. (см. ст. 2 Положения о Морской арбитражной комиссии).
Перечисленные выше и иные, указанные в ст. 2 Положения, споры Морская арбитражная комиссия принимает к рассмотрению при наличии соглашения сторон, а также тогда, когда стороны обязаны передать на ее разрешение спор в силу международных договоров.
Следовательно, и здесь действуют основные принципы и правила рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами.
|